Как заменить тормозную жидкость?
На легковых авто применяется несколько видов рабочих жидкостей, выполняющих определенные задачи. Но каждая из этих жидкостей имеет свой ресурс, который владелец авто может еще и по неосторожности значительно сократить. Поэтому важно следить за состоянием этих жидкостей.Особенно это касается жидкости, используемой в тормозной системе. Наличие примесей в ней сказывается на общей работоспособности системы, поэтому требуется периодическая замена тормозной жидкости.
СОСТАВ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА
Основным свойством жидкости, задействованным в работе тормозной системы, является ее несжимаемость. Это обеспечивает передачу усилия в полной мере. Действует это так: водитель нажимает на педаль, создавая усилие. Чтобы облегчить данное действие, в систему включен усилитель. Педаль посредством штока связана с поршнем главного тормозного цилиндра. При перемещении поршня жидкость из цилиндра вытесняется в магистрали. Поскольку она несжимаемая, то давление созданное водителем, идет в рабочие цилиндры, где тоже имеются поршни. Возросшее давление начинает давить на поршни, те выходят из цилиндров. Одним краем они взаимодействуют с тормозными колодками. Поршень из-за воздействия давления выходит из цилиндра и толкает колодки, они начинают прижиматься к тормозному барабану и за счет трения вращение колес замедляется.
Составы жидкости различны и состоят из основы и присадок (антикоррозийные, смазывающие). Первая жидкость, используемая в данной системе, являлась минеральной с основой из касторового масла или нефтепродуктов. Сейчас практически эти жидкости не применяются.
Самое большее распространение сейчас получили жидкости на гликолевой основе, обозначение их DOT с цифровой приставкой – 3, 4. Несколько меньшее распространение получили жидкости на основе силикона с обозначением DOT 5. На применяемость жидкости с той или иной основой влияют ее свойства, такие как вязкость, температура кипения, морозоустойчивость, гигроскопичность, вредное воздействие на элементы системы.
Так, минеральные жидкости мало используются из-за низкой температуры кипения и слабой морозоустойчивости. Из-за этого нет возможности применять такую жидкость на авто с дисковыми тормозами, где часто возникает высокая температура. Также такая жидкость неблагоприятно воздействует на латунные и медные элементы.
Этих недостатков лишена жидкость на гликолевой основе. Но и у такой жидкости есть недостаток, причем существенный – высокая гигроскопичность. Недостатком же силиконовых жидкостей является слабое смазывающее свойство, поэтому для длительного использования на авто она не подходит, ее используют на гоночных авто.
ПРИЧИНЫ ЗАМЕНЫ ЖИДКОСТИ
В дальнейшем будем рассматривать жидкости на гликолевой основе из-за их широчайшего распространения. Отмечено, что эти тормозные жидкости очень гигроскопичны, то есть они легко впитывают влагу. А поскольку данная система не является герметичной, то количество воды будет постоянно повышаться. Чрезмерное наличие частиц воды в ней приводит к изменению свойств, меняется вязкость, снижается температурная устойчивость, из-за чего рабочая эффективность падает. Поэтому со временем должна производиться замена тормозной жидкости.
Вторая причина, по которой потребуется ее замена, – это смешивание двух разных по составу жидкостей. К примеру, водитель заметил низкий уровень ее в бачке и долил первой попавшейся. В результате смешивания двух разных по составу жидкостей возможно негативное воздействие смеси на элементы данной системы. Поэтому производители авто рекомендуют заливать только один тип жидкости.
Из-за той же гигроскопичности длительность эксплуатации тормозной жидкости ограничена. Примерный срок ее эффективного функционирования — 2-3 года или 40-60 тыс. км пробега. Дополнительным сигналом может служить сильное помутнение жидкости, наличие в ней сторонних частиц.
Как пример приведем ЗАМЕНУ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ НА ВАЗ и LEXUS RX300.
Для этого понадобится наличие новой жидкости, набор ключей, если авто оснащено АБС, то специального приспособления, о котором речь пойдет ниже, емкости для слива отработанной жидкости, прозрачные резиновые трубки (силиконовые) для слива отработки. Потребуется также привлечение одного человека для вспомогательных работ.
Начнем с ВАЗ. Перед тем, как начать замену, следует выяснить, какая система используется на авто. В данном случае – двухконтурная, с диагональным расположением контуров. То есть один контур включает приводы колес, установленных на авто диагонально. Заднее правое и переднее левое колеса – один контур, остальные два колеса – второй контур.
Для удобства работ желательно снять колеса с авто, можно попеременно. Замена тормозной жидкости производится с колеса, которое имеет самое большее удаление от главного тормозного цилиндра, у этого авто – заднее правое. Перед началом замены с бачка тормозной жидкости нужно по максимуму откачать отработанную жидкость, для этого можно воспользоваться шприцом. После откачки в бачок заливается новая жидкость по верхнюю отметку.
Колесо снимается, после этого ступицу с тормозным барабаном нужно очистить от грязи. С внутренней стороны ступицы нужно найти штуцер прокачки тормозов. На этот штуцер нужно одеть заранее подготовленную силиконовую трубку, а второй конец ее опустить в емкость.
Помощник располагается на месте водителя и пару раз нажимает на педаль тормоза, тем самым создавая повышенное давление в системе, при этом после создания давления помощник должен удерживать педаль насколько это возможно в выжатом состоянии. После этого ключом штуцер ослабляется и через него начнет вытекать жидкость, в это время педаль тормоза начнет проваливаться ниже. После того, как она упрется в пол, штуцер затягивается и операция повторяется.
Продолжается этот процесс до тех пор, пока по трубке в емкость не начнет стекать чистая жидкость. Периодически нужно смотреть на количество жидкости в бачке и при надобности доливать, чтобы предотвратить завоздушивание системы.
Поменять тормозную жидкость на Lexus RX300 несколько сложнее из-за наличия модулятора АБС, который надо прокачивать. Процесс замены жидкости в магистралях, идущих к тормозным механизмам идентичен процессу замены на ВАЗ. После замены в магистралях останется только поменять жидкость в модуляторе АБС. Для этого потребуется специальный прибор, при помощи которого нужно будет создать давление в бачке тормозной жидкости. Сделать его можно из старой крышки бачка, силиконовой трубки и резиновой груши, к примеру, от тонометра. Посредством штуцера к крышке подсоединяется трубка, а на второй ее конец нужно присоединить резиновую грушу.
Операция по замене жидкости в модуляторе АБС такова: крышка накручивается на бачок и резиновой грушей создается давление. После этого нужно на штуцер модулятора одеть резиновую трубку и опустить ее конец в емкость. Штуцер ослабляется, и с модулятора начинает вытекать отработанная жидкость. Грушей нужно поддерживать давление в бачке до тех пор, пока из модулятора не потечет чистая жидкость, после этого штуцер затягивается. На этом процесс замены жидкости на этом авто является завершенным.